профиль должности финансового директора

Опыт работы:ООО ВВК. С 2010 по 2017г. Главный бухгалтер/Финансовый директор холдинга. Профиль компании: девелопмент, строительство, Профиль во «ВКонтакте» — витрина ваших знаний, талантов и опыта. Знакомьтесь, Светлана Крюкова, финансовый директор 

Профиль респондента . CFO 2.0. Трансформация функции финансового директора. Профиль респондента. Page 7. | 5 |. Профиль респондента.

Понятие профиля компетенций
Для начала определимся с терминами.
Компетенция (от латинского competo - добиваюсь; соответствую, подхожу) имеет следующие значения:
• круг полномочий, предоставленных законом, уставом или иным актом конкретному органу или должностному лицу;
• знания, опыт в той или иной области.
В рамках данной статьи под компетенцией будем понимать способность специалиста решать определенный класс рабочих задач, а также формальные требования к личностным, профессиональным и другим качествам руководителя.
Компетенции обычно делятся на:
• корпоративные - необходимые всем сотрудникам конкретной компании;
• управленческие - необходимые руководителям организации (всем или только определенного уровня);
• специальные (специфические)/профессиональные -свойственные представителям конкретной профессии или определенной категории работников.
Под профилем компетенций
будем понимать всестороннее, структурированное описание требований, необходимых для занятия той или иной должности и позволяющих максимально эффективно выполнять определенную работу в конкретной компании.
В профиль компетенций топ-менеджеров входят:
1. Знания в предметной области (отрасли и специальности) на уровне, достаточном для принятия решений. Например, технический директор (директор по производству) производственной компании при составлении бюджета по своему направлению деятельности на год должен знать технологический процесс, обеспеченность этого процесса необходимым оборудованием (а стало быть, знать само оборудование, сроки эксплуатации, план профилактических работ и замены отдельных узлов, проиводителей, поставщиков и многое другое).
2. Навыки в предметной области - то, что человек умеет выполнять сам, действия, доведенные до «автоматизма». Так, директор по маркетингу как топ-менеджер реализует функции и управления подчиненным подразделением, и самостоятельной работы.
Например, он определяет стратегию маркетинга и позиционирования, ассортиментную политику, формирует систему скидок.
3. Управленческие навыки - способности руководить людьми, ставить задачи, координировать работу и контролировать исполнение.
4. Общая эрудиция и кругозор -знания в прочих областях, напрямую не относящихся ни к текущей специализации сотрудника, ни к его управленческой деятельности.
5. Здоровье - в этом разделе учитываются собственно ограничения по здоровью (например, руководителю противопоказаны частые перелеты на самолетах, а при данной должности это необходимо), а также требования к стрессоустой-чивости, т.е. способности принимать и выдерживать определенные нагрузки и при этом выполнять работу без снижения ее качества.

X5 Retail Group начинает поиск нового финансового директора я хочу несколько поменять профиль своей деятельности и найти себя 

6. Психологические особенности - эмоциональное состояние, усердие, внимательность, логичность мышления и другие особенности человеческого сознания.
7. Личные качества - коммуникабельность, ответственность, инициативность, зрелость и др.
8. Внутренняя мотивация - причины, движущие сотрудником при выполнении той или иной работы.
Следует учитывать, что профиль компетенций отражает не только перечень определенных знаний, навыков и требований, но и необходимый уровень развития каждой из них. Изменение потребностей компаний в топ-менеджерах
По наблюдениям и оценкам специалистов «Аксима: Консалт», спрос на топ-менеджеров стал падать в августе 2008 году, а завершилось его снижение в январе 2009, после чего началось медленное нестабильное увеличение числа вакансий для высшего руководства. С августа по октябрь прошлого года рост спроса в Москве не прекращался. Таким образом, по данным сайта hh.ru, число открытых позиций, предлагаемых менеджерам высшего звена, в середине осени практически достигло того уровня, который был в те же дни годом ранее. Однако следует помнить, что в октябре 2008 года произошла первая волна значительных сокращений в организациях, поэтому данное сравнение относительно.
На сегодняшний день, по данным разных СМИ (газет, журналов, интернет-ресурсов), среди вакансий топ-менеджеров по количеству предложений лидируют должности директоров по продажам (коммерческих директоров) - от 8 до 23% в зависимости от отрасли и региона. Далее следуют: административные директора (7-10%), руководители на производстве и в строительстве (6-8%). Также наблюдается спрос на финансовых и ИТ-директоров, директоров по маркетингу и PR, по персоналу.
Таким образом, кризис внес коррективы в рынок труда и изменил спрос на управленцев высшего звена. Во многих организациях до сих пор происходят сокращения именно на уровне топ-менеджмента. Зачастую из 2-3 руководителей выбор делается в пользу одного, наиболее перспективного и эффективного.
Пример
В сфере управления недвижимостью наблюдается тенденция к объединению функций коммерческого и исполнительного директоров - как правило, оставляют первого из них. Помимо основных функций по привлечению арендаторов, он берет на себя задачи клининга - обеспечения комфорта (организацию уборки помещений, текущего ремонта, украшения офиса к новому году, приема, сортировки и хранения входящей корреспонденции), работу с арендаторами (оформление документов, разбор конфликтных ситуаций, принятие решений о судебных преследованиях, организацию приема рабочих, охранников). Другим примером является то, что в среднем и малом бизнесе собственники возвращаются к оперативному управлению своими компаниями, высвобождая наемных генеральных директоров.

X5 Retail Group начинает поиск нового финансового директора я хочу несколько поменять профиль своей деятельности и найти себя 

В целом количественная потребность в топ-менеджерах существенно сократилась как в силу влияния кризиса (уменьшение числа вакансий), так и в результате того, что руководители высшего звена стали менее активно менять места работы, предпочитая «синицу в руках», нежели «журавля в небе».
Рассмотрим, каким образом сегодня обстоят дела с качественной потребностью в топ-управленцах, а именно, как изменились требования работодателей к компетенциям руководителей. Изменение профилей компетенций
В рамках статьи рассмотрим подробнее изменения потребностей работодателей относительно директоров:
• генеральных;
• финансовых;
• коммерческих;
• по персоналу.
Генеральный директор - ключевая фигура в любой организации. Его основные задачи: рост и развитие бизнеса, повышение конкурентоспособности и, как следствие, увеличение рыночной капитализации компании. От его профессионализма, деловой хватки, умения управлять зависит в сегодняшних непростых условиях судьба предприятия. Функционал генерального директора можно описать короткой фразой: «он отвечает за все». Однако если в недавние времена организации искали грамотного управленца, способного планомерно проводить ее политику, то с наступлением сложной экономической ситуации оказались востребованными эффективные кризис-менеджеры (причем на постоянной основе). Компетенции такого руководителя своеобразны: он должен быть властным, авторитарным, харизматичным, уверенным в себе, способным отстаивать свое мнение как перед собственником, так и перед его подчиненными - наемными работниками, принимать непопулярные решения, бороться с сопротивлением, в том числе и с неприятием его решений самими собственниками. Этому специалисту не обязательно знать специфику предприятия, в чем, как ни странно, заключается его дополнительная ценность. Его цель сводится к тому, чтобы быстро отсечь все направления деятельности, ведущие к убыткам, тогда как детальная проработка решений зачастую приводит к их затягиванию.
Нельзя не отметить и другой вид кризис-менеджеров, которых иногда приглашают на работу достаточно устойчивые компании, чтобы пережить этап экономического спада. По сути, это, скорее, менеджеры на период кризиса. Собственники хотят, чтобы в трудные времена компанию возглавил харизматичный лидер, который сможет сплотить коллектив и нацелить его на выход из сложной ситуации. Такой управленец должен иметь профессиональный опыт именно на данной позиции, разбираться в нюансах и мелочах деятельности компании, кропотливо выстраивать бизнес-процессы.
В целом требования к генеральным директорам могут существенно различаться в зависимости от отрасли и размера компании. В малом бизнесе этот человек может сам выполнять функции всех топ-менеджеров сразу: он и финансовый, и коммерческий директор, и маркетолог, и кадровик.
Чем больше организация, тем уже обязанности, с одной стороны, и тем глубже нужно разбираться в тех функциях, которые на данном предприятии выполняет генеральный директор. Часто они определяются тем, что так в компании «исторически сложилось». Например, в одной организации сферы услуг генеральный директор начинал работать юристом, и когда предприятие выросло, а специалиста продвинули, он, тем не менее, продолжил, как и прежде, заниматься договорами и претензиями, несмотря на то что к этому функционалу прибавилось много другой работы. Значительно различаются функции генерального директора и в зависимости от формы собственности компании, количества и прав владельцев. Бывают ситуации, когда его основная деятельность сводится к работе с акционерами.
Для финансового директора наряду с навыками оптимизации общего управления денежными потоками, проведения автоматизации систем учета, внедрения международных стандартов финансовой отчетности (МФСО) сегодня наиболее востребованная компетенция - умение привлекать заемные средства, в том числе налаживать контакты с банками, владеть различными финансовыми инструментами (овердрафт, ценные бумаги, фьючерсы). В современных условиях финансовый директор должен контролировать работу бухгалтеров и экономистов, а также аудит, казначейство, экономическую безопасность предприятия. В среднем бизнесе компании зачастую прибегают к объединению двух должностей: финансового директора и главного бухгалтера, как правило, с приоритетом последнего, т.е. от него требуется эффективное выполнение функций учета (налогового, бухгалтерского и, при необходимости, управленческого).
Профиль компетенций финансового директора существенно зависит от целей и специфики деятельности предприятия. Например, в организациях может быть разная позиция в отношении заемных денег. Если активно используются краткосрочные кредиты для обеспечения оборотных средств, то в компетенции этого