что означает слово стимул

Слово «балаган» (bala?ana) по-турецки означает «верхняя комната, комната  Слово «стимул» пришло к нам тоже из латыни и означает «палка для от лат. stimulus - остроконечная палка, к-рой подгоняли животных) - англ. Толкование слова Стимул? Исторический словарь; Что означает слово 

5 дн. назад А знаешь ли ты, Петруха, чё такое вообще означает слово СТИМУЛ? — Тут Петруха мне давай терминологию из интернета задвигать.

Команда – стимул (раздражитель) для выполнения поведения, т.е. что-то, что вызывает поведение в определенное время. Стимул не то же самое, что поощрение. Раздражитель вызывает поведение; поощрение усиливает поведение. Пример: жажда – стимул для меня пойти к крану и включить воду; когда вода течет, это поощряет поворот крана.
Мы должны отличать стимулы, которые вызывают поведение от раздражителей, которые не вызывают его. И те, и другие – дифференцировочные раздражители. Те, которые вызывают поведение, обозначаются Sd. Те, которые способствуют исчезновению поведения – SΔ (S delta). Помните слово «Нет»? Вот это оно.
Sd для одного поведение может одновременно являться SΔ для другого. Например, команда сидеть, данная, когда собака стоит, вызывает поведение сесть и прекращает поведение стоять. Конкретная команда, таким образом, дает собаке знать, какое именно поведение требуется в данный момент (и только оно одно). Я расскажу об этом больше в разделе про «стимульный контроль». Сейчас же это должно прояснить, почему вы не называете действие какой-либо командой, пока это действие полностью не сформировано у собаки: собака не может четко понять, что означает команда, потому что само действие для нее еще не ясно.
Если вы скажете «сидеть», ожидая от собаки всего лишь касания попой земли, потом будете говорить «сидеть» о конкретной позиции сидя, а потом добавите эту же команду для положений перед и рядом с вами, то вы хорошо объясните собаке, что «сидеть» относится к нескольким схожим (но качественно различным!) действиям. И поскольку вы добавляли критерии по ходу тренировок, не исключив как следует промежуточные, но более не нужные варианты действий, то получится, что вы постоянно работаете против себя. Вы не даете собаке четкой информации о том, как разобраться в целой куче разных действий, которую вы всю целиком называете «сидеть».
Пример «из жизни» может помочь вам разобраться, как нам приходится действовать даже в простейшей ситуации, чтобы вычленить нужный сигнал и ответить на него адекватно. Давайте представим, что вы ведете машину и приближаетесь к перекрестку со светофором. Подъезжая, вы видите красный свет. Как Sd, это сигнал к совершению определенного действия, в данном случае к остановке. Как SΔ, это сигнал, исключающий другие действия, т.е. движение вперед.
Вы также выучили, что «стой, пока горит красный свет, когда увидишь зеленый – двигайся». Но это не всегда так. Если вы подъезжаете к мигающему красному, это «остановись и двигайся дальше, когда путь свободен». Это еще один схожий сигнал с двумя значениями. Если же это мигающие стоп-сигналы автобуса, вы остановитесь в любом случае.

Значение слова «Стимул» в Философском словаре. Что такое стимул? Узнайте, что означает слово stimul - толкование слова, обозначение слова, 

Не всегда красный свет означает «остановка». Если это мигающая аварийкой машина, которую тянут на тросе, вам необязательно останавливаться (если, конечно, вы не уперлись ей в бампер – в этом случае сделать правильный выбор вам поможет и то, что задние фонари будут вам видны очень большими из-за близкого расстояния).
Все эти вещи – это дифференцировочные раздражители. Сначала мы учим общее значение красного света, а уж потом все возможные вариации. Мы действуем, основываясь на этих выученных различиях. Но если вы внезапно столкнулись с вариантом, который вам раньше не встречался (например, одновременно горящие красный и желтый свет), от вас потребуется: а) осознать наличие нового сигнала; б) понять его значение; в) выбрать правильное действие. Скорее всего, вы поведете себя неуверенно, а то и неверно.
То же касается и дрессировки. Команда – дифференцировочный раздражитель. Она дает собаке информацию о том, какое действие из всех в ее репертуаре требуется именно сейчас, т.е., какое поведение принесет поощрение именно в данных обстоятельствах. Обычно при начале обучения вы начинаете заниматься в спокойной обстановке, чтобы помочь себе и собаке изолировать ее действия от окружающих факторов. Позже вы добавляете отвлечений, и вы должны научить собаку, что команда означает то же самое, что и раньше «в лаборатории».
Степень сложности дискриминации возрастает по мере вашего прогресса. Одной из проблем спорта является то, что в классах Новичков и Открытом хэндлер пользуется преимущественно голосовыми командами, а в Мастере – жестами. Так что собака должна выучить, что определенное движение руки – это дифференцировочный раздражитель, соответствующий определенной голосовой команде, выученной ранее. К тому же, поскольку сигналов несколько, а рук всего две, собака должна научиться различать разные движения одной руки. Здесь уже хэндлер должен отвечать за то, чтобы все сигналы были легко отличимыми и четкими.
В тренировке мы также очень часто сопровождаем команду разным тоном, движениями рук, корпуса, поводка и т.д. Большинство из этого случается бессознательно. Когда я готовил Вуди к классу Новичков, меня вел один из опытных спортсменов нашего клуба. Однажды, когда мы отрабатывали переход из фронтальной посадки в основную позицию, она посмотрела, как мы сделали это, и попросила меня прижать правую руку к бедру и просто сказать «Рядом». Я сделал так, и Вуди не шевельнулся. За месяцы дергания поводком вправо, хоть и слегка, я выработал рефлекс дергания правой рукой, который стал для Вуди составной частью команды обойти меня и сесть слева. Это была «темная сторона» стимульного контроля: он знал команду («Рядом»+движение рукой), и не собирался двигаться, пока не получит ее полностью. Хорошая собака; небрежный дрессировщик.

Значение слова «Стимул» в Историческом словаре. Что такое стимул? Узнайте, что означает слово stimul - толкование слова, обозначение слова, 

Огромная часть времени, проведенного на тренировках, на самом деле тратится на борьбу с этими посторонними дифференцировочными раздражителями. Возможно, самый явный пример – переход от движения рядом на поводке к движению без поводка. Позже мы обсудим это во всех подробностях, но сейчас позвольте мне краткое замечание: если собака действительно понимает команду «рядом» как «двигайся около меня и оставайся в правильной позиции», то проблем с переходом не будет.
А когда собака без поводка не двигается немедленно вместе с вами по команде «Рядом», или не держит заданную позицию у ноги, это говорит о том (среди прочего), что собака привыкла к целому набору стимулов, означающему «рядом»: наличие поводка, рывки поводком (вперед, к себе, от себя, назад), к ощущению строгого ошейника на шее (если вы его используете), и так далее. Не «непослушание» собаки делает этот переход к движению без поводка таким сложным, а борьба с дополнительными дифференцировочными раздражителями.
Вот почему важно ограничить дополнительные стимулы в начальном дрессировочном процессе. Например, присутствие гантели должно быть достаточным Sd, чтобы запустить «апортировку». Когда вы дотренируетесь до этого уровня, очень просто ввести команду («Апорт», «Неси» - неважно, какую). Теперь у вас два ДР работают одновременно, и собака понимает оба. Если вы введете команду до того, как собака начнет воспринимать наличие гантели как сигнал к апортировке, вы опять будете пытаться выучить две вещи сразу: а) поднос предмета б) команду для того действия, которое собака еще не понимает.
Все это усложняется тем, что собаки воспринимают гораздо больше, чем мы. Поскольку человек не может знать, что видит, слышит и чует собака, и еще меньше о том, как она ее перерабатывает, никто не знает, какие стимулы собака на самом деле ассоциирует с данным поведением. Все, что мы действительно можем знать – это само поведение. Чтобы максимально изолировать поведение от случайных ненужных стимулов, мы должны нейтрализовать их как можно раньше.
Давайте вернемся к более раннему примеру обучения посадке отбором поведения. Когда вы начинаете обучение, собака в основном находится перед вами. Теперь предположим, вы добавляете команду «Сидеть», не отработав ее сначала из всех мыслимых положений. Для вас это кажется неважным. «Сидеть» означает попу на земле, собака садится, всем все понятно. Но для собаки место посадки – это часть общей топографии упражнения. Когда вы попытаетесь получить посадку у ноги, собака попытается забежать перед вами, чтобы сесть. Почему? Потому что посадка перед вами – это то, как собака выучила команду «Сидеть».
Как крайний вариант, одна из моих приятельниц по интернету учила пуделя принятию основной позиции у себя в подвале. Не очень об этом задумываясь, она всегда стояла лицом в одну и ту же сторону. На стене была картина. Однажды она встала лицом в другую сторону, и собака продолжала двигаться, пока ей не стала видна картина. Оказывается, именно по картине она «высчитывала» свое положение.
Это также помогает объяснить, почему если вы все время тренируетесь в одном и том же месте или на одном и том же оборудовании, при перемене места или оборудования собака перестает работать. Все факторы, окружающие собаку в обычном месте занятий, становятся до некоторой степени ДР, которые собака ассоциирует с занятиями обидиенс. Так что генерализация в известной степени состоит из универсализации всех посторонних стимулов, чтобы собака поняла, что «сидеть» означает «сидеть» везде, хоть в помещении, хоть на площадке, хоть на горной тропе.
Среди других своих преимуществ, отбор поведения с помощью оперантного минимизирует (а точнее, уменьшает почти до нуля) эту проблему. Вы работаете с поведением, которое предлагает собака, и вы поощряете и усовершенствуете его. Вы совсем или почти не вмешиваетесь. Вы не добавляете команду, пока не поощрили поведение в различных ситуациях и из разных позиций, и поведение уже похоже на то, что вы хотите увидеть в идеале. Так что когда вы вводите команду, вы уже «убрали» посторонние стимулы, и только добавляете один ДР (команду) в смесь.